Случайный анекдот: | - Вась, не забудь купить молоко, слышь?!! - Да слышу, слышу... - Молоко не жирное - 0.5% жира, не перепутаешь?!! - Да не перепутаю, будь спокойна... - Не портвейн как в прошлый раз, сволочь ты этакая, а молоко, запомнишь?!! - Ну конечно же, запомню... - И не кагор как в позапрошлый раз, скотина, ты меня понял? - Дусь, ну понял я, понял... - Ну иди давай... Через 10 минут в магазине: - Чего она говорила взять - портвейн или кагор? Да не буду гадать, возьму и того и другого.
|
|
|
Сегодня на сайте 1153 биографий
| | |
Биографии. История жизни великих людейНа этой странице вы можете узнать много интересного о жизни великих людей, познакомиться с их творчеством. Жизнь замечательных людей. Биографии. Истории жизни. Интересные факты из жизни писателей и артистов. ЖЗЛ. Биографии сопровождаются фотографиями. Любовные истории писателей, музыкантов и политиков. Факты из биографий. Выберете биографию в окне поиска или по алфавиту. Биографии дополнены рубрикой "творчество". Вы можете послушать произведения авторов в формате mp3.
НАЗАД
Аркадий Северный (Аркадий Дмитриевиеч Звездин)
Аркадий Северный (Аркадий Дмитриевиеч Звездин)
12 марта 1939 года - 12 апреля 1980 года
История жизни СЕГОДНЯ его уже почти забыли. Да и
осталось от него очень мало - ни книжек,
ведь он не поэт, ни фильмов, ведь он не
актер, только магнитофонная лента с
записями. С записями песен - раньше их
называли блатными, сейчас все больше
именуют "русским шансоном". Аркадий
Северный, безусловно, самый знаменитый
и самый лучший исполнитель этих песен,
когда-то он был безумно популярен. Сейчас
даже те, кто слушает, скажем, Ивана Кучина
или Катю Огонек, почти ничего не знают о
его судьбе. Аркадий Дмитриевич Звездин
родился 12 марта 1939 года в городе
Иванове. Учился в Ленинградской
лесотехнической академии имени С.М.
Кирова на планово-экономическом
факультете, служил в "Союзэкспортлесе".
Конечно, любил и умел петь, играл на
семиструнной гитаре. Пел все - от джаза до народных песен, пел и
"блатные песни". Случайно его заметил ленинградский "теневой
бизнесмен" (теперь бы его назвали продюсером) Рудольф Фукс, сделал
первые записи. Вышло что-то удивительное! Такого голоса не было ни у
кого, так "одесские песни" не исполнял ни один натуральный одессит.
Потом у Северного появился и этот псевдоним - Северный, появились
другие "продюсеры", он стал петь уже не только под гитару, но и с
оркестром, за несколько лет до смерти побывал и в городе Одессе, о
которой так много спел.
Блатная песня не конкурировала тогда с бардовской, а существовала
параллельно. С одной стороны, более подпольно, с другой - более
открыто, ибо ее пели не только у костра, но и в ресторанах, не только под
гитару, но и с оркестром. Исполнителей было много: Северный, так
называемые "Братья Жемчужные", Шандриков, Шеваловский, Беляев,
впоследствии эмигрировавшие Шульман, Шуфутинский, Токарев. Кстати,
Николай Резанов, руководитель и сейчас успешно существующих "Братьев
Жемчужных", когда-то выступал в составе ансамбля "Добры молодцы" с
Юрием Антоновым и под руководством Всеволода Левенштейна,
впоследствии знаменитого Севы Новгородцева. Именно с "Братьев
Жемчужных", именно с альбома, который так и назывался - "Памяти
Северного", началась в 1982 году всесоюзная известность Александра
Розенбаума. Жив и относительно успешен Константин Беляев ("Я сегодня
очень-очень сексуально озабочен..."), кстати, действительно одессит,
действительно сидевший, к тому же и автор многих из исполняемых им
песен. Он все-таки выпустил компакт-диск, выступает с концертами,
недавно зашел и в "Нашу гавань" к Успенскому. Жив и Владимир
Шандриков, но он живет в Омске, пенсионер, ему не до песен.
Если барды (а с ними и Галич с Высоцким) зовут своим предтечей
Александра Вертинского, то Северный и его коллеги - Утесова. В этом,
по сути, единственное различие между бардовской песней и блатной. Но
очень важное. Послушайте на досуге Вертинского и Утесова и поймете,
кто вам ближе - Елена Казанцева (и у нее есть несколько если не блатных,
то "блатных" песен) или Вика Чинская, Виктор Луферов или Михаил
Шелег (автор, кстати, единственной и потому лучшей пока книги об
Аркадии Северном). Да что там барды! Вот Анатолий Лукьянов, герой
ГКЧП, пишет:
Над "Матросской тишиной" - синева.
Опадает еле слышно листва.
Где-то Яуза шуршит у оград.
Где-то песнями рыдает Арбат.
Что это? Чистый блатняк! В качестве примера могу привести
современного шансонного автора, Андрея Школина:
Над Воронежской тюрьмой - тишина.
Мне на решке улыбнется Луна.
Отпусти меня, начальник, домой.
Я давно не видел мамы родной.
У кого лучше? Трудно сказать, но то, что жанр один и тот же - это
определенно.
Об Аркадии Северном ходило много легенд. Самая глупая - в фильме
"Неуловимые мстители" именно он сыграл роль незабвенного Бубы
Касторского. Легенды традиционные и устойчивые, некоторые и сейчас в
это верят: Северный - одессит, знавший еще Беню Крика и дававший
уроки воровского искусства и игры на гитаре Утесову; старый зек,
двадцать девять лет отсидевший и живущий отшельником в Магадане;
эмигрант, воевавший с большевиками, и прочее. Многие, кстати, считали,
что ранние, блатные песни Высоцкого написаны им под влиянием
Северного. Скорее наоборот: Высоцкий - как явление Магнитиздата -
появился раньше Северного, к тому же Северный пел некоторые песни
Высоцкого. Самая красивая из легенд: песню "Здравствуй, чужая милая"
написал именно он, Аркадий Северный. Увы, Северный был чистым
исполнителем, хотя многое из того, что он пел, действительно как будто
им написано. Отчасти так и было - только не он писал, а про него
писали, для него писали.
Судьбу же его правомернее всего сравнить с судьбой еще трех человек,
ставших символами России второй половины XX века: Владимира
Высоцкого, Венедикта Ерофеева и Алексея Охрименко. Высоцкого знают
все, Ерофеева теперь тоже знают почти все, Охрименко и сейчас почти
неизвестен. Между тем именно Охрименко вместе с товарищами
(Сергеем Кристи и Владимиром Шрейбергом) написал самые известные
народные песни нашего века: "Я был батальонный разведчик", "Жил-был
великий писатель Лев Николаич Толстой", "Благодаря Шекспиру я
потерял квартиру" etc. Именно в этой странной известности (песни знает
вся страна, а автор или исполнитель живет никому не ведомый, в
бедности, кое-как) сходство Северного и Охрименко. Что касается
Высоцкого и Ерофеева, то у них сходство с Северным касается еще и
смерти - все умерли от водки. А ведь они не только ровесники (Высоцкий
и Ерофеев - 1938 года рождения, Северный - 1939-го), Веничка Ерофеев
(персонаж) и Аркашка Северный (псевдоним) возникли, в сущности,
одновременно: в 1970 году Ерофеев написал "Москву-Петушки", в самом
конце 60-х появились первые магнитофонные записи Аркадия Северного.
Северному меньше всего повезло и с прижизненной известностью, и с
посмертной славой: при жизни он был знаменит всего последние пять
лет, а после его постарались забыть - уж слишком непривлекателен жанр.
Потому 60-летие Высоцкого в 1998 году шумно праздновала вся страна,
60-летие Ерофеева отмечали и возведением памятника (как оказалось, на
один день), и телемарафоном. 60-летие Северного в прошлом году никто,
кроме оставшихся поклонников, друзей и родственников, похоже, не
отмечал. И памятника ему, полагаю, никто, нигде и никогда не поставит.
Так что это именно про него пел Высоцкий: "Не поставят мне памятник в
сквере..." Между тем, артист этот был поистине великий. Шаляпин
блатной музыки.
Теперь о самом тяжелом, о смерти. И Ерофеев, и Высоцкий, и Северный
знали, что делают, пили потому, что хотели пить и не могли не пить. Это
их выбор, сознательный и губительный. Каждый живет по-своему.
Кто-то пьет залпом и не закусывая, не чувствуя даже вкуса, но сразу
ощущая эффект. Это его право, его путь, не надо обвинять друзей, жену и
правительство. Аркадию Северному совсем "не повезло" в смерти. Писать
об этом тяжело, это та правда, говорить которую совсем нелегко и очень
неприятно. Приведу поэтому фрагмент упомянутой уже книги Михаила
Шелега, где автор говорит как раз о последних часах и минутах певца:
"Кинулись звонить в "Скорую помощь". Пока она приехала, пока врачи
брезгливо осматривали пьяное бесчувственное тело, пока довезли до
больницы, время уже было потеряно. Видимо, и в больнице не спешили
приступить к операции, глядя на затрапезный вид поступившего
пациента - очередного бомжа и пьяницу. В ночь с 11 на 12 апреля 1980
года от кровоизлияния в мозг умер Аркадий Дмитриевич Звездин -
король блатной песни. Диагноз: гипертоническая болезнь с
атеросклерозом и тяжелая форма дистрофии".
материалы: Независимая Газета © 1999-2000
разработка: НЕГА-Сеть - ФЭП © 2000
Опубликовано в Независимой газете от 19.04.2000
Оригинал: http://ng.ru/culture/2000-04-19/7_king.html
|
|
|
Перепечатка информации возможна только с указанием активной ссылки на источник tonnel.ru
| |
| | |
| |
|
|