История жизниИоганн родился и вырос в одном из бедных кварталов Гамбурга, в котором почти в каждом доме располагался публичный дом. Среда, в которой воспитывался Брамс, оказала влияние на всю его дальнейшую жизнь, в том числе и личную. С раннего детства, чтобы заработать хоть немного денег, он почти каждый день играл на пианино в тавернах, развлекая своей игрой публику, которая состояла, в основном, из проституток с их клиентами. Его мать, некрасивая хромая женщина, была на 17 лет старше его отца, который играл в небольшом оркестре. Мать души не чаяла в маленьком Иоганне, и он тоже очень ее любил. На похоронах матери в 1865 году Брамс выкрикнул у ее могилы: "У меня нет больше матери! Я должен жениться!"
Этого, однако, никогда так и не произошло. Не смотря на свою бесконечную доброту (он, например, старался помочь нуждающимся музыкантам мораль но и материально, когда сам был в состоянии это делать), Брамс в то же время был очень темпераментным и часто весьма несдержанным и нетактичным. Он часто проводил долгие часы, выпивая огромное количество пива с друзьями и слушая музыку, исполняемую бродячими музыкантами. Музыкальные сочинения Брамса часто отражали темную сторону его натуры. Когда он был дирижером и руководителем оркестра в Вене, программа выступлений оркестра всегда была настолько серьезной, что публика шутила: "Когда Брамс в прекрасном на строении, он заставляет оркестр исполнять "Могила — это моя самая большая радость". Первые его выступления не привлекли особого внимания публики. После своего первого концертного турне 20-летний Брамс познакомился в Дюссельдорфе с композитором Робертом Шуманом. Композиции Брамса произвели такое впечатление на Шумана, что он взялся за их немедленную публикацию. Он также написал большую восторженную статью о Брамсе для солидного музыкального журнала. Ре акция публики на статью была неожиданной как для Брамса, так и для самого Шумана: молодой композитор стал известен всей Европе. В конце концов Брамс выбрал Вену для постоянного жительства и написал там свои самые известные музыкальные произведения.
Интимная сторона жизни Брамса была необычной. Он влюблялся в весьма респектабельных и достойных женщин (которые всегда были певицами или музыкантами), а сексуальные отношения поддержи вал только с проститутками. Единственным исключением, возможно, была Клара Шуман, обворожительная жена Роберта Шумана. Когда у Шумана случился нервный срыв, и он попал в психиатрическую больницу, Брамс сблизился с Кларой. В ней идеально сочетались те качества, которые так привлекали Иоганна. Она была надежным другом, заботливой матерью семерых детей, могла дать дельный совет в области музыки, поскольку сама была неплохой пианисткой, и была в конце концов просто очарователь ной женщиной. Их переписка показывает, что очень скоро между ними возникло глубокое чувство. Поскольку Шуман все еще находился на лечении, Брам са раздирали противоречия. Дружба с Шуманом, с одной стороны, и любовь к Кларе, с другой, вызывали такую внутреннюю борьбу в душе Брамса, что он почти перестал выступать на сцене. Когда Шуман умер после почти двухлетнего пребывания в психиатрической лечебнице, отношения между Иоган¬ном и Кларой стали чисто дружескими. Они оставались близкими друзьями до конца жизни. Клара была первой, кому Брамс показывал все свои новые произведения. Так же закончились и отношения Брамса с другими женщинами. Он просто не мог не влюбиться в обладательницу, скажем, хорошей фигуры или прекрасного голоса, и у него сложились близкие отношения с по меньшей мере семью женщинами. В самый решительный момент он всегда отступал и так ни разу и не женился. Один из его друзей, тоже закоренелый холостяк, однажды заметил: "Даже самому близкому своему другу Брамс никогда не раскрыл бы истинную причину, по которой он так и не женился". Совершенно очевидно, что опыт, накопленный Брамсом в общении с "девочками" из Гамбурга, оставил свой след в его душе. Иногда он разражался гневными тирадами против женщин, а однажды, пытаясь объяснить свое поведение другу, рассказал о своих встречах с проститутками, когда он был еще совсем мальчиком: "Эти полуголые женщины в перерывах между танцами часто сажали меня к себе на колени, целовали меня, ласкали и всячески возбуждали. Делали они это для того, чтобы посильнее раздразнить своих клиентов. Вот тебе мое первое впечатление о том, что такое женская любовь. А ты хочешь, чтобы я уважал их так же, как ты!". С проститутками, впрочем, Брамс всегда обращался очень вежливо. Они, в свою очередь, весьма доброжелательно относились к Иоганну и считали его страстным, хотя и не очень умелым любовником. Брамс всегда пугался и отступал, если от женщины исходила какая бы то ни была инициатива.
Несмотря на то, что Брамс мечтал о семейном счастье и часто жаловался на то, что лучшая сторона жизни прошла мимо него, он продолжал постоянно влюбляться и в зрелом возрасте, прекращая отношения с избранницей только тогда, когда эти отношения начинали угрожать его холостой жизни, грозя сделать его главой семьи.