Спроси Алену

БИОГРАФИЯ

Сайт "Спроси Алену" - Электронное средство массовой информации. На сайте собрана библиотека биографий и творчества известных людей. Официальные биографии сопровождаются фотографиями, интересными фактами из жизни великих людей: музыкантов, артистов, писателей. В биографиях можно познакомиться с творчеством: музыки mp3, творчество великих музыкантов и исполнителей, история жизни знаменитых артистов и писателей, политиков и других, не менее важных персон, оставившие свой след в Истории. Календарь и дайджест поможет лучше со ориентироваться на сайте.
   
Музыка | Кулинария | Биографии | Знакомства | Дневники | Дайджест Алены | Календарь | Фотоконкурс | Поиск по сайту | Карта


Главная
Спроси Алену
Спроси Юриста
Фотоконкурс
Литературный конкурс
Дневники
Наш форум
Дайджест Алены
Хочу познакомиться
Отзывы и пожелания
Рецепт дня
Сегодня
Биография
МузыкаМузыкальный блог
Кино
Обзор Интернета
Реклама на сайте
Обратная связь






Сегодня:

События этого дня
28 марта 2024 года
в книге Истории


Случайный анекдот:
Принимаем на работу расклейщиков объявлений для расклейки объявлений о приеме на работу расклейщиков объявлений.


Сегодня на сайте 1153 биографий


Биографии. История жизни великих людей

На этой странице вы можете узнать много интересного о жизни великих людей, познакомиться с их творчеством. Жизнь замечательных людей. Биографии. Истории жизни. Интересные факты из жизни писателей и артистов. ЖЗЛ. Биографии сопровождаются фотографиями. Любовные истории писателей, музыкантов и политиков. Факты из биографий. Выберете биографию в окне поиска или по алфавиту. Биографии дополнены рубрикой "творчество". Вы можете послушать произведения авторов в формате mp3.
Поиск биографии:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | ВСЕ
НАЗАД

княжна Полоцкая Преподобная Евфросиния
княжна Полоцкая Преподобная Евфросиния
княжна Полоцкая Преподобная Евфросиния
5 июня 1101 - 24 мая 1173 года

Биография

Весной 1101 года в Полоцке скончался престарелый полоцкий князь Всеслав Брячиславович, прозванный в народе Чародеем. Со смертью Всеслава ушла и сила Полоцкого княжества. Разделённое на уделы и отданное в наследство сыновьям – а их у Всеслава Чародея было семеро, – княжество стало слабеть. Угасла и прямая линия полоцких князей.
Но век двенадцатый оставил ещё одно имя из этого именитого княжеского Дома. И не за ратные подвиги и удачные походы. Духовными подвигами прославила свою жизнь и свою землю внучка Всеслава Чародея, вошедшая в историю и православные святцы под именем преподобной Евфросинии Полоцкой.
Будущая просветительница и святая родилась в год смерти своего прославленного деда в семье одного из младших его сыновей Григория Всеславовича и сестры византийского императора Мануила Комнина и была названа распространённым славянским именем Предслава.
Со времён крещения Руси в 988 году прошло немногим более века, но Древняя Русь за это время сделала огромный шаг вперёд. Этому в значительной мере способствовала и пришедшая с христианством письменность.
Богатства князей стали определяться не только золотом, но и наличием в княжеских ризницах книг. Были, конечно, книги и у полоцких князей. Ещё князь Изяслав, прапрадед Предславы, по словам летописца, «прилежаша прочитанию» книг. Любовь князя-книжника к чтению передалась и Предславе. «И так любила она учиться, что удивляла даже отца своего такой любовью к науке...» – говорит о будущей святой «Житие». Вскоре слава о мудрой, красивой и образованной княжне разнеслась «по всем градам» княжества, побуждая многих княжичей искать её руки. Но когда по достижении двенадцати лет родители решили выдать её замуж, Предслава тайком ушла в монастырь, где игуменствовала её тётка, и приняла монашеский постриг под именем Евфросинии.
Но в послушании у тётки она пробыла недолго. Спросив разрешения епископа, Евфросиния перебралась в церковь Святой Софии, которая, будучи главной церковью княжества, видимо, имела библиотеку. Поселившись там в келье-голубце над хорами, молодая инокиня всецело посвятила себя служению слову – списыванию книг.
Это было трудное послушание, проходившее в посте и молитвах. С утра до вечера, а то и ночью при свете свечи горбилась она над столом, аккуратно выводя на пергаменте буквы. На списывание одной книги уходили многие месяцы. Занималась она и переводами с греческого языка, который хорошо знала. Писала и свои произведения – проповеди, наставления, молитвы. Но затворническая деятельность не приносила Евфросинии полного духовного удовлетворения. И когда полоцкий епископ Илья предложил ей в дар загородную церковь Спаса в Сельцах, она с радостью приняла его. Небольшая деревянная церковь на погосте, куда пришла Евфросиния с единственной черницей, связками книг и тремя монастырскими хлебами, и стала тем местом, где она основала женский монастырь. Сделавшись игуменьей, Евфросиния сумела привлечь к иночеству, несмотря на сопротивление родителей, свою сестру и двух племянниц. Пришла в монастырь и её двоюродная сестра Звенислава. Причём она принесла в дар Святому Спасу «всю свою утварь золотую и ризы многоценны» – девичье приданое, которое, возможно, и стало начальным капиталом для возведения новой церкви. Для её строительства был приглашён известный полоцкий мастер Иоанн, поставивший до этого две церкви в Бельчицах – полоцком пригороде за Двиною. Но именно церковь Спаса в Сельцах стала лучшим творением мастера, шедевром полоцкой школы зодчества.
И сегодня стоит она на берегу медлительной Полоты, сохраняя «горний порыв духа» мастера. Под потемневшими наслоениями красок видна и первичная роспись – великолепная фресковая живопись ХII века, о которой известный художник и искусствовед Игорь Грабарь в 1929 году сказал: «Материал огромнейшей важности и абсолютно неведомый и невиданный». Чем, видимо, отвёл от древнего храма незавидную участь овощехранилища или гвоздильной мастерской.
Основав женскую обитель, Евфросиния заводит ещё один монастырь – мужской, с храмом Богородицы. Эти монастыри становятся очагами духовности, центрами просвещения и культуры в Полоцком княжестве. В них открываются школы, причём одна из них женская. Как говорится в словаре Брокгауза и Ефрона, сама Евфросиния Полоцкая «становится выразительницей и отчасти виновницей религиозного движения...» в этих местах.
Меж тем распавшемуся на уделы Полоцкому княжеству нужны были объединяющие духовные символы, общенародные святыни, подобно воинским хоругвям на бранном поле, призывающие к сплочению.
Наверное, об этом думала Евфросиния Полоцкая, заказывая местному мастеру-ювелиру Лазарю Богше в 1161 году большой напрестольный крест. Для его создания из Византии были доставлены святые реликвии – частицы мощей греческих святых. Золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни отыскались в монастырских и княжеских сундуках. Но главное – был задействован талант удивительного мастера Лазаря Богши. Крест, созданный им, стал не только знаменитой православной святыней, но и непревзойдённым образцом древнерусского эмальерного искусства.
И ещё одной славной святыней одарила Евфросиния Полоцкая свой родной город. Для мужского монастыря она выпросила у византийского императора и константинопольского патриарха одну из трёх икон Богородицы Эфесской, приписываемых евангелисту Луке. Сейчас эта икона после долгих скитаний и смены названий находится в одном из выставочных залов Русского музея в Петербурге. А история креста Евфросинии Полоцкой заслуживает отдельного повествования.
Последним духовным подвигом Евфросинии Полоцкой было паломничество в Святую землю, которое она предприняла в уже преклонном возрасте вместе с братом и сестрой. Она хотела умереть в Иерусалиме и заранее простилась с оплакивавшими её полочанами. Три дня молилась она у Гроба Господня, где оставила золотое кадило и другие дорогие дары. Ей хотелось ещё дойти до Иордана и омыться святой водой, но сил на это уже не хватило.
Она скончалась 23 мая 1173 года в келье русского Богородицкого монастыря на Святой земле. Впоследствии, в 1187 году, в связи с угрозой штурма Иерусалима воинами ислама её мощи были перенесены в Феодосиеву пещеру Киево-Печерского монастыря. Русская православная церковь канонизировала Евфросинию Полоцкую в 1547 году. И лишь в 1910 году святые мощи «покровительницы Белоруссии», как называли её тогда в газетах, были перенесены из Киева в Полоцк. 23 мая под колокольный звон всех полоцких церквей, при стечении многих тысяч верующих и в присутствии членов царской семьи, а также королевы Греции, они нашли упокоение в соборном храме Спасо-Евфросиниевского монастыря.
И не иссякает поток идущих к ней за поддержкой, утешением и надеждой людей...

Иван БУРСОВ


Перепечатка информации возможна только с указанием активной ссылки на источник tonnel.ru



Top.Mail.Ru Яндекс цитирования
В online чел. /
создание сайтов в СМИТ