Спроси Алену

БИОГРАФИЯ

Сайт "Спроси Алену" - Электронное средство массовой информации. На сайте собрана библиотека биографий и творчества известных людей. Официальные биографии сопровождаются фотографиями, интересными фактами из жизни великих людей: музыкантов, артистов, писателей. В биографиях можно познакомиться с творчеством: музыки mp3, творчество великих музыкантов и исполнителей, история жизни знаменитых артистов и писателей, политиков и других, не менее важных персон, оставившие свой след в Истории. Календарь и дайджест поможет лучше со ориентироваться на сайте.
   
Музыка | Кулинария | Биографии | Знакомства | Дневники | Дайджест Алены | Календарь | Фотоконкурс | Поиск по сайту | Карта


Главная
Спроси Алену
Спроси Юриста
Фотоконкурс
Литературный конкурс
Дневники
Наш форум
Дайджест Алены
Хочу познакомиться
Отзывы и пожелания
Рецепт дня
Сегодня
Биография
МузыкаМузыкальный блог
Кино
Обзор Интернета
Реклама на сайте
Обратная связь






Сегодня:

События этого дня
28 марта 2024 года
в книге Истории


Случайный анекдот:
- Профессор, задайте мне еще один дополнительный вопрос.
- Извольте. Вам известны условия пересдачи экзамена?!


Сегодня на сайте 1153 биографий


Биографии. История жизни великих людей

На этой странице вы можете узнать много интересного о жизни великих людей, познакомиться с их творчеством. Жизнь замечательных людей. Биографии. Истории жизни. Интересные факты из жизни писателей и артистов. ЖЗЛ. Биографии сопровождаются фотографиями. Любовные истории писателей, музыкантов и политиков. Факты из биографий. Выберете биографию в окне поиска или по алфавиту. Биографии дополнены рубрикой "творчество". Вы можете послушать произведения авторов в формате mp3.
Поиск биографии:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | ВСЕ
НАЗАД

Чичагов Василий Яковлевич
Чичагов Василий Яковлевич
Чичагов Василий Яковлевич
28 февраля (12 марта)1726 года – 4 (16) апреля 1809 года

История жизни

27 ноября 1788 года главным командиром Ревельского порта был назначен адмирал Василий Яковлевич Чичагов, которому было приказано принять под свое командование ревельскую эскадру и приготовить ее к кампании будущего года. В Ревеле зимовали 10 кораблей, 4 фрегата, 2 бомбардирских, по одному госпитальному и транспортному кораблю – всего 23 с командой в 9333 человека.
Прибыв в Ревель, адмирал Чичагов стал готовить эскадру к кампании следующего года. Для снабжения кораблей пресной водой зимой был построен временный водопровод из Бумажного озера (ныне озеро Юлемисте) в гавань.
Василий Яковлевич Чичагов хорошо знал Ревель. В этом старинном городе служил он молодым моряком.
Морскую службу Чичагов начал 10 апреля 1742 гардемарином. Ему было в то время 16 лет. С 1744 года он находился на службе в Ревеле при береговой охране. Там гардемарин Василий Чичагов был произведен в первый офицерский чин – в мичманы и покинул этот город летом 1757 года уже в чине лейтенанта, командуя фрегатом «Св. Михаил».
Через тринадцать лет (в 1770 году) Василий Яковлевич Чичагов вновь в Ревеле. Он уже имеет чин контр-адмирала и командует эскадрой, с которой плавал до Готланда. Вскоре Василий Яковлевич Чичагов был назначен Главным командиром Ревельского порта, где и прослужил более года.
Далее, командуя эскадрой, он плавал до Готланда. Затем, командуя эскадрой из трех кораблей, плавал в Средиземное море.
20 декабря 1772 года контр-адмирал Чичагов вновь вступил в должность Главного командира Ревельского порта. Прослужив всего две недели, был переведен в Кронштадт.
В промежутке между службой в Ревеле Василий Яковлевич Чичагов в чине капитана 1-го ранга в 1765 году возглавил секретную экспедицию, снаряженную по проекту М.В.Ломоносова, для нахождения прохода «Сибирским океаном» в Камчатку и «путешествия по северным морям». Для этой экспедиции были построены три специальных корабля с двойной обшивкой корпуса для защиты от льда. Названы были они именами их капитанов: «Чичагов», «Панов» и «Бабаев».
Две экспедиции, совершенные летом 1765 и 1766 годов, не принесли желаемого результата. Условия плавания были очень тяжелыми. Во второй экспедиции корабли, достигнув 80 градусов 30 минут северной широты, остановились перед сплошным ледяным полем, преодолеть которое было невозможно. Экспедиция вернулась в Архангельск. Так закончилась первая попытка найти Северный морской путь из Архангельска на Камчатку. Хотя секретная экспедиция не достигла главной своей цели, за выполнение труднейшего плавания все участники были награждены годовым жалованьем, штурманы сверх этого производством в следующий чин, капитаны кораблей и их помощники – пожизненными пенсионами из половинного оклада жалованья.
Адмиралу Василию Яковлевичу Чичагову в момент назначения его Главным командиром Ревельского порта и командующим Ревельской эскадрой было 63 года.
«Муж, стяжавший от всех почтенье и любовь своими заслугами, добродетелями, а наипаче величайшей скромностью и кротостью нрава» – так охарактеризовал Чичагова в своих записках П.Я.Гамалея.
Шведский король Густав III имел план – взять Санкт -Петербург во что бы то ни стало. С моря и с суши. И сокрушить Россию – лишив ее северной столицы.
Активность шведского короля объяснялась тем, что главные военные силы русских были брошены в пламя очередной русско-турецкой войны.
Адмирал Чичагов был хорошим капитаном и начальником эскадры в мирное время. Он ни разу не участвовал в морском сражении. Неизвестно было, как он на 64-м году жизни будет командовать вверенными ему кораблями в сумятице кровопролитного морского боя.
Несмотря на это, 23 марта 1789 года адмирал Василий Яковлевич Чичагов получил новое назначение и рескрипт, согласно которому он назначался командующим Балтийским флотом с оставлением в прежних должностях и с выплатой 10 тысяч рублей подъемных и по тысяче рублей в месяц за стол. В том же рескрипте было сказано, что в команду адмирала Чичагова назначаются вице-адмиралы Алексей Васильевич Мусин-Пушкин и Тимофей Гаврилович Козлянинов.
Общий план кампании 1789 года был разработан на военном совете в Петербурге, на который был приглашен адмирал Василий Яковлевич Чичагов. Все тактические действия российского флота на море и, в частности, в Финском заливе, внесенные в соответствующую инструкцию, были предложены самим адмиралом. Основная цель состояла в том, чтобы нанести общий центральный удар и полностью разгромить шведский флот. Однако не было сказано ничего о том, где на море должна быть одержана победа и куда должен быть сосредоточен главный удар.
Батальные события на Балтике в русско-шведскую войну 1788–1790 годов развивались бурно.
Весна 1789 года застала российский флот с рассеянными по Балтийскому морю силами. Сам адмирал Чичагов находился в Ревеле с эскадрой, состоящей из 10 кораблей. В Кронштадте были подготовлены к выходу в море также 10 кораблей и в Копенгагене зимовали еще 11 кораблей под началом контр-адмирала Лариона Афанасьевича Повалишина.
Зима 1789 года была очень суровой. Море около Ревеля вскрылось необыкновенно поздно – 30 апреля. Ревельская эскадра вышла из гавани только 2 мая.
Основной задачей на этот момент было скорейшее соединение Ревельской и Кронштадтской эскадр. У Кронштадта море вскрылось только 12 мая. Только благодаря энергичным действиям Главного командира порта адмирала Петра Ивановича Пущина Кронштадтская эскадра в составе 10 кораблей, двух фрегатов и трех малых кораблей с командой 7300 человек под командой контр-адмирала Алексея Григорьевича Спиридова была выведена на рейд. Вскоре был получен приказ о следовании эскадры к Ревелю на соединение с кораблями адмирала Чичагова.
Когда 16 июня прибыли из Кронштадта в Ревель два резервных корабля «Яаннуарий» и «Европа» и два фрегата «Симеон» и «Патрикий», адмирал Чичагов решил приступить к действиям на море.
2 июля эскадра вышла в море и стала не торопясь продвигаться на запад, навстречу шведскому флоту. На следующий день с помощью сигнальных огней с финского берега было передано сообщение шведам о том, что российский флот покинул Ревель. Через две недели в 50 милях от южной оконечности острова Эланд было обнаружено множество военных кораблей. Это был шведский флот во главе с генерал-адмиралом Карлом Зюдерманландским.
Эскадра адмирала Чичагова состояла из 20 кораблей и имела на борту 1600 орудий. Шведский флот располагал 22 кораблями с 1742 орудиями и превосходил по силе русскую эскадру. В три часа ночи 15 июля шведский флот атаковал эскадру адмирала Чичагова. Авангардом в этом сражении командовал контр-адмирал Спиридов, аръергардом – вице-адмирал Мусин-Пушкин. Отважно сражались русские моряки, отражая атаку шведских кораблей. Корабли контр-адмирала Спиридова и вице-адмирала Мусина-Пушкина были сильно атакованы шведскими кораблями, которые имели перевес в артиллерии. Не дрогнули моряки, открыли по противнику шквальный огонь из пушек, заставив отойти шведские корабли на безопасное расстояние. До девяти часов вечера продолжалось сражение. Эскадра адмирала Чичагова удержала за собой место сражения, и шведский флот вынужден был удалиться. Больше всех во время вечерней перестрелки пострадал от шведских выстрелов корабль «Мстислав». На «Мстиславе» был убит его командир, капитан-командор Григорий Иванович Муловский.
Общие потери на русских кораблях: 32 убитых (один капитан-командор, два офицера, два гардемарина и 27 матросов) и 185 раненых. По распоряжению адмирала Чичагова тела убитых на госпитальном судне «Холмогоры» были отправлены в Ревель. В журнале текущих событий Адмиралтейств-коллегии за июль 1789 года отмечено: «Прибыло на Ревельский рейд судно «Холмогоры», на коем привезено тело покойного бригадира флота капитана Муловского для учинения погребения».
Таким образом, в ревельской земле нашли покой первый мореплаватель, которому было дано Высочайшее повеление совершить кругосветное плавание, капитан-командор Муловский, и совершивший это кругосветное путешествие адмирал Адам Крузенштерн.
После ухода шведского флота с поля сражения соединились эскадры вице-адмирала Тимофея Гавриловича Козлянинова с основными силами Балтийского флота. 22 июля адмирал Чичагов повел свой флот к Карлскроне, где под защитой крепостной артиллерии находились шведские корабли.
Эскадра адмирала Чичагова значительно превосходила по силам шведский флот, имея в наличии 31 линейный корабль, 10 фрегатов и некоторое число мелких кораблей с командой до 23 тысяч человек.
23 июля 1789 года адмирал Чичагов написал императрице Екатерине II о положении шведского флота в порту Карлскроне:
«Для вящего, однако, усугубления страха неприятелю, остался я, крейсируя с флотом перед упомянутым портом, дабы по крайней мере обнаружить перед целым светом трусость всего короля шведского морского ополчения, против победоносного флага Вашего Императорского Величества, и так показать тем могущественное владычество Вашего Величества над всем Балтийским морем».
До самой осени эскадра адмирала Чичагова крейсировала в море, сохраняя господство на водах балтийских. С наступлением зимы корабли разделились на группы и зимовали на рейдах Кронштадта, Ревеля и Балтийского порта (ныне Палдиски).
С 10 линейными кораблями и 5 фрегатами адмирал Чичагов провел зиму 1789/90 г. в Ревеле. Он энергично готовил команду и корабли к кампании 1790 года. В начале весны, 2 мая, шведский флот под командованием генерал-адмирала герцога Карла Зюдерманландского атаковал стоявшую на Ревельском рейде эскадру адмирала Василия Яковлевича Чичагова. Шведы решили разгромить стоявшие на рейде корабли и захватить Ревель. Перевес в силе был явно на их стороне. Шведская эскадра располагала 22 линейными кораблями и 4 фрегатами. Началась ожесточенная перестрелка. Мужественно сражались русские моряки. После двухчасового сражения эскадра герцога Зюдерманландского прекратила бесплодную атаку и отступила, потеряв два линейных корабля. Севший на мель корабль «Раксен Стендер» шведы сожгли сами, чтобы он не попал в плен. Другой корабль «Принц Карл» получил столь тяжелые повреждения в рангоуте и такелаже, что утратил управление и ход. Его команде в 520 человек пришлось спустить флаг и сдаться в плен.
Было ясно, противоборство на водах балтийских должно решиться в большом морском сражении. Командующий Балтийским флотом адмирал Василий Яковлевич Чичагов понимал, что необходимо разгромить эскадру герцога Карла Зюдерманландского. Но прежде чем сделать это, необходимо было объединить все корабли в единую силу, найти противника и навязать ему сражение.
Получив донесение о появлении противника в районе Красной Горки, адмирал Чичагов немедленно направляется с Ревельской эскадрой, чтобы оказать помощь резервной эскадре вице-адмирала Александра Ивановича Круза, сражающегося со шведскими кораблями. Когда шведские сторожевые фрегаты заметили идущую на всех парусах к месту сражения Ревельскую эскадру, они тут же известили своего генерал-адмирала об этом. Понимая грозящую опасность, шведский флот поспешно покинул место сражения и 26 мая укрылся в Выборге под защиту своей береговой артиллерии.
Соединившиеся эскадры под флагом адмирала Чичагова пошли к Выборгу и бросили якоря в семнадцати милях от порта.
Началась блокада шведского флота. Канонерские лодки королевского флота в тот же день решили провести разведку боем и атаковали фрегат «Венус» и катер «Меркурий». Потеряв одну лодку, отряд вернулся в Выборг и сообщил, что в блокаде участвуют 27 линейных кораблей эскадры адмирала Чичагова.
Имея в наличии только 21 линейный корабль шведский генерал-адмирал Карл Зюдерманландский решил не вступать в сражение, а с меньшими потерями покинуть Выборг, миновав основные силы эскадры адмирала Василия Яковлевича Чичагова. Русская эскадра тем временем день за днем осторожно сближалась с неприятельским флотом, исследуя глубины незнакомого фарватера.
Ожидая выхода шведского флота в открытое море, адмирал Чичагов к 9 июня так расположил свои корабли, что по сути дела завершил морскую блокаду Выборга. На левом фланге у шхер встал отряд под командой капитана 2-го ранга Романа Васильевича Кроуна. За ним корабли контр-адмирала Петра Ивановича Ханыкова. Эту цепь замыкали корабли под командой контр-адмирала Иллариона Афанасьевича Повалишина.
В центре позиции были сосредоточены главные силы Балтийского флота во главе с адмиралом Василием Яковлевичем Чичаговым в составе 18 линейных кораблей и 6 фрегатов. Правый фланг прикрывал отряд капитан-командора Прохора Ивановича Лежнева, состоящий из 4 линейных кораблей.
Чтобы сковать активность русского флота, шведский король Густав III постоянно держал его в напряжении атаками своей гребной флотилии.
В ночь на 22 июня шведская гребная флотилия, состоящая из 80 канонерских лодок, напала на корабли капитан-командора Лежнева. Эта атака была задумана с целью отвлечь силы эскадры адмирала Чичагова от места прорыва блокады основными силами шведского флота. Местом прорыва шведский генерал-адмирал герцог Зюдерманландский избрал узкий проход на левом фланге, где в дозоре стояли слабые отряды контр-адмиралов Ханыкова и Повалишина.
Около шести часов утра парусный флот пришел в движение. Шведские линейные корабли один за другим снимались с якоря и осторожно входили в хорошо знакомый им фарватер. Поняв, что королевский флот решил выйти в море, адмирал Чичагов приказал поднять на флагманском корабле общий сигнал «... приготовиться к бою». Он думал, что шведы решили атаковать главные силы русской эскадры и приготовился принять бой «на якоре». Шведский генерал-адмирал решил не вступать в сражение с эскадрой адмирала Чичагова, а прорваться у самого берега крайне опасным для больших кораблей фарватером.
В шесть часов утра шведский королевский флот в кильватерном строю устремился в прорыв между кораблями контр-адмиралов Ханыкова и Повалишина.
Началось Выборгское сражение, в котором основные силы эскадры адмирала Чичагова оказались в роли зрителей. Корабли шведского королевского флота один за другим на всех парусах проскакивали между русскими отрядами. Противники осыпали друг друга залпами в упор. Все место сражения было окутано густыми клубами порохового дыма, сильно затруднявшего ведение прицельного огня по стремительно проходящим мимо шведским кораблям. Только через час адмирал Чичагов понял, что шведский флот, не приняв боя, уходит на запад. Он приказал «сняться с якоря» и идти на помощь контр-адмиралам Ханыкову и Повалишину. Прорыв с боем дорого обошелся шведскому флоту. Четыре корабля, два фрегата и девять мелких судов сбились с курса и напоролись на подводные камни, которые доделали то, что не успели довершить корабельные пушки русской эскадры. Последний корабль кильватерной колонны из-за плохой видимости столкнулся со своим брандером. Пламя, охватившее оба корабля, быстро дошло до крюйткамеры, где хранились значительные запасы пороховых зарядов. Раздался оглушительный взрыв, и корабль вместе с брандером взлетел на воздух.
Уцелевший шведский корабельный флот, выйдя в открытое море, устремился к Свеаборгу. За ним в погоню кинулись русские корабли. С трудом смогли нагнать и атаковать шведский корабль «София Магдалина». После непродолжительной перестрелки экипаж корабля спустил флаг и сдался в плен. Уже под самым Свеаборгом линейному кораблю «Изяслав» и фрегату «Венус» удалось навязать бой шведскому линейному кораблю «Ретвизан» и взять его в плен.
В результате Выборгского морского сражения шведский флот понес значительные потери. Королевский флот потерял 64 вымпела. Русские моряки захватили в плен, сожгли и потопили семь линейных кораблей и три больших фрегата. Во время сражения погибло около пяти тысяч шведов и взято в плен до двух тысяч офицеров и матросов. Потери в эскадре адмирала Чичагова были незначительны. Было убито 117 и ранено 164 человека, и почти все – на кораблях контр-адмиралов Ханыкова и Повалишина.
Заслуги адмирала Василия Яковлевича Чичагова были оценены императрицей Екатериной II весьма высоко. За Ревельское сражение он был награжден орденом Св. Андрея Первозванного и 1388 душами в потомственное владение, за Выборгское – орденом Св.Георгия 1-й степени и 2417 душами крестьян.
При торжественном заключении мира со Швецией в 1790 году адмирал Василий Яковлевич Чичагов был награжден Похвальной грамотой, Золотой шпагой, украшенной алмазами, и серебряным сервизом.
Адмирал Василий Яковлевич Чичагов – единственный во флоте кавалер ордена Св. Георгия 1-й степени.
Василий Яковлевич Чичагов скончался в Петербурге 4 апреля 1809 года на 83-м году от рождения. Он погребен в Александро-Невской лавре.
В последние годы жизни на его долю выпало редкое счастье видеть сына своего, адмирала Павла Васильевича Чичагова, морским министром России.
Марат ГАЙНУЛЛИН


Перепечатка информации возможна только с указанием активной ссылки на источник tonnel.ru



Top.Mail.Ru Яндекс цитирования
В online чел. /
создание сайтов в СМИТ