Спроси Алену

БИОГРАФИЯ

Сайт "Спроси Алену" - Электронное средство массовой информации. На сайте собрана библиотека биографий и творчества известных людей. Официальные биографии сопровождаются фотографиями, интересными фактами из жизни великих людей: музыкантов, артистов, писателей. В биографиях можно познакомиться с творчеством: музыки mp3, творчество великих музыкантов и исполнителей, история жизни знаменитых артистов и писателей, политиков и других, не менее важных персон, оставившие свой след в Истории. Календарь и дайджест поможет лучше со ориентироваться на сайте.
   
Музыка | Кулинария | Биографии | Знакомства | Дневники | Дайджест Алены | Календарь | Фотоконкурс | Поиск по сайту | Карта


Главная
Спроси Алену
Спроси Юриста
Фотоконкурс
Литературный конкурс
Дневники
Наш форум
Дайджест Алены
Хочу познакомиться
Отзывы и пожелания
Рецепт дня
Сегодня
Биография
МузыкаМузыкальный блог
Кино
Обзор Интернета
Реклама на сайте
Обратная связь






Сегодня:

События этого дня
07 ноября 2024 года
в книге Истории


Случайный анекдот:
Объявлено об объединении компаний "Майкрософт" и "Линукс". Эмблемой альянса выбран пингвин, выпадающий в окно.


Сегодня на сайте 1153 биографий


Биографии. История жизни великих людей

На этой странице вы можете узнать много интересного о жизни великих людей, познакомиться с их творчеством. Жизнь замечательных людей. Биографии. Истории жизни. Интересные факты из жизни писателей и артистов. ЖЗЛ. Биографии сопровождаются фотографиями. Любовные истории писателей, музыкантов и политиков. Факты из биографий. Выберете биографию в окне поиска или по алфавиту. Биографии дополнены рубрикой "творчество". Вы можете послушать произведения авторов в формате mp3.
Поиск биографии:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | ВСЕ
НАЗАД

Коган Леонид Борисович
Коган Леонид Борисович
Коган Леонид Борисович
14 ноября 1924 года – 17 декабря 1982 года

История жизни

Русский скрипач и педагог. Родился в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) 14 ноября 1924. Учился с 1933 в Москве, с 1936 в Центральной музыкальной школе в классе А.И.Ямпольского (представителя школы Леопольда Ауэра). У того же педагога окончил в 1948 Московскую консерваторию, в 1953 – аспирантуру. Победитель Международного конкурса скрипачей имени королевы Елизаветы в Брюсселе (1951). С 1944 – солист Московской филармонии. С 1952 до конца дней преподавал в Московской консерватории. Среди учеников Когана – В.Муллова, М.Яшвили, А.Корсаков. Народный артист СССР. Лауреат Ленинской премии (1965).
Коган был одним из самых ярких представителей советской скрипичной школы, представляя в ней «романтически-виртуозное» крыло. Он всегда давал много концертов и очень часто, еще с консерваторских лет, гастролировал за рубежом. В репертуаре его были представлены, примерно в равных пропорциях, все основные позиции скрипичного репертуара, в том числе и современная музыка: Когану посвящены Концерт-рапсодия А.И.Хачатуряна, скрипичные концерты Т.Н.Хренникова, К.Караева, М.С.Вайнберга, А.Жоливе; для него начал создавать свой третий (неосуществленный) концерт Д.Д.Шостакович. Коган был непревзойденным исполнителем сочинений Н.Паганини (в 1982 снялся в роли великого скрипача в фильме "Никколо Паганини"), а также виртуозных миниатюр Г.Венявского, П.Сарасате, Ф.Крейслера и разного рода эффектных скрипичных транскрипций.


В ЭПОХУ развитого социализма Советский Союз поставлял на мировой рынок два, бесспорно, конкурентоспособных товара - оружие и искусство. Символом советского военно-промышленного комплекса был автомат Калашникова, символом скрипичного соцарта - Леонид Борисович Коган.
К моменту принятия брежневской Конституции руководство страны продекларировало появление нового типа общности людей - советского народа. Сегодняшнее уничижительное "совок" отражает лишь одну сторону, оставляя в тени некую эфемерную конструкцию, включающую неконъюнктурный патриотизм, нонконформизм и искреннюю веру в моральное превосходство своего общества. Словом, то что называется таким теперь странным словом идеал. Наверное, фигура Леонида Когана и его искусство есть реальное воплощение той ушедшей эпохи.
Итак, 14 ноября 1924 года в новой стране, уже носящей имя СССР, в городе Днепропетровске родился мальчик. Судьба отвела ему 58 лет, как и другому великому артисту, итальянцу Паганини, сравнение с которым давно стало общим местом в когановской биографии. За всю жизнь мало кто видел его без скрипки. Даже разговаривая по телефону, он не мог оставить инструмент и продолжал что-то беззвучно "наигрывать" одной левой рукой.
Девяти лет, после победы на областном конкурсе, он приезжает в Москву, где поступает в Особую детскую группу при Московской государственной консерватории в класс Абрама Ильича Ямпольского. Ямпольский, в то время мэтр скрипичной педагогики, настолько покорен мальчиком, что приглашает жить его у себя в квартире. Это был своеобразный скрипичный клуб. Там всегда были люди, приходили и уходили ученики, и современники вспоминают, что в единственное относительно спокойное место - туалет - попасть было невозможно: маленький Коган запирался там и занимался на скрипке по 8 часов.
Трагический 41-й ознаменовался для юноши дебютом с симфоническим оркестром в БЗК. Дальше была эвакуация в Пензу вместе со школой, занятия, концерты, учеба в Московской консерватории.
Усилия оказались не напрасны. Когда собирали участников от СССР на Международный конкурс имени "красной" королевы Елизаветы в Брюсселе и Коган в "команду" поначалу не вошел, Давид Ойстрах заявил, что бороться за первую премию возможно только при его участии. Легенда рассказывает, что "отец всех народов" наложил краткую и емкую резолюцию: послать занять первое место. Естественно, место было "занято", и с этого момента Коган становится одним из олицетворений советского искусства в мире.
По воспоминаниям людей, близко знавших его, определяющими качествами личности Когана были одержимость в работе и бескопромиссная требовательность к себе на грани ухода от реальности. Казалось бы, напрашивается аналогия с набоковским Лужиным, живущим в своем шахматном мире и не желающим знать никакой внешней жизни. На самом деле Коган - его антипод: благодаря своему искусству он свободен в несвободном обществе. Этот невысокий, сухощавый, быстрый, корректный, суховато-интеллигентный в общении профессор в 39 и народный артист в 40 лет любил земную жизнь, театр (особенно МХАТ), живопись. Профессиональный музыкант увлеченно разбирался в сложных технических механизмах, обожал автомашины и знал их устройство столь же досконально, как скрипичную литературу. За свою жизнь Коган переиграл практически все четырехвековое скрипичное наследие.
Судьба одаривала его общением с самыми известными людьми той эпохи: Дмитрий Шостакович и Лукино Висконти, Марк Шагал и Святослав Рихтер, Эрнест Хемингуэй, Пабло Пикассо и Яша Хейфец, его исполнительский кумир. Современные композиторы писали специально для него скрипичные сочинения, которые он играл по всему миру, активно и искренне пропагандируя советскую музыкальную культуру.
Коган выучил огромное количество скрипачей, которые сегодня играют по всему миру. Однажды он сказал: "Такие гиганты скрипки, как Крейслер, Хейфец, Ойстрах, Сигети, Тибо, во время исполнения все свои чувства передавали с помощью brio, высокого эмоционального накала. Внешне же их манера сценического поведения была очень скромная. То же самое можно сказать о многих других великих музыкантах, например, о Рахманинове, Горовице. Все шло у них изнутри, лишь в пальцах полыхал прометеев огонь, который зажигал слушателей. Сейчас публика хочет, по-видимому, некого визуального "действа"... Но стоит закрыть глаза, происходит нечто непонятное - уши воспринимают совершенно заурядное исполнение. Почему так происходит, мне сейчас трудно сказать". В этом смысле Коган оказался почти пророком: скрипичное исполнительское искусство сегодня пошло во многом по описанному им "имиджовому" пути.
Одним из последних проектов великого скрипача стал многосерийный телевизионный фильм о Паганини - до странности символический шаг. Когда-то Висконти предлагал ему сыграть легендарного итальянца в своем неосуществленном фильме. Когда-то славу ему принесло исполнение в один вечер всех 24 каприсов Паганини. Всю жизнь он стремился разгадать феномен "скрипача-дьявола". Как и Паганини, он предпочитал скрипкам Страдивари инструмент, изготовленный Гварнери дель Джезу, считая, что "ее и сложность, и преимущество в том, чтобы делать звук самому, на них индивидуальный звук скрипача со временем доходит до слушателя гораздо полнее и легче, чем у Страдивари". Он боролся.
Коган, будучи уже очень больным человеком, оставался трудоголиком и жил преодолением. Для него не существовало второстепенных концертных площадок. Жизнь его прервалась в поезде, по дороге на очередное выступление в Ярославле. До начала перестройки оставалось три года...


Перепечатка информации возможна только с указанием активной ссылки на источник tonnel.ru



Top.Mail.Ru Яндекс цитирования
В online чел. /
создание сайтов в СМИТ