Случайный анекдот: | Долгими зимними вечерами прекрасная графиня подходила к роялю, нежно перебирала клавиши, и тихо, вполголоса материла настройщика...
|
|
|
Сегодня на сайте 1153 биографий
| | |
Биографии. История жизни великих людейНа этой странице вы можете узнать много интересного о жизни великих людей, познакомиться с их творчеством. Жизнь замечательных людей. Биографии. Истории жизни. Интересные факты из жизни писателей и артистов. ЖЗЛ. Биографии сопровождаются фотографиями. Любовные истории писателей, музыкантов и политиков. Факты из биографий. Выберете биографию в окне поиска или по алфавиту. Биографии дополнены рубрикой "творчество". Вы можете послушать произведения авторов в формате mp3.
НАЗАД
Ободзинский Валерий Владимирович
Ободзинский Валерий Владимирович
24 января 1942 года - 26 апреля 1997 года
История жизниСОВРЕМЕННИКИ ОБ ОБОДЗИНСКОМ
МНОЖЕСТВО ПЕСЕН В ИСПОЛЕНИИ ВАЛЕРИЯ ОБОДЗИНСКОГО
Алла Пугачева
Как известно, начинала карьеру в этом же оркестре.
Впоследствии они как-то работали в одной программе с Валерием. Когда
выступал Ободзинский, она всегда наблюдала за ним из-за кулис, ловила
восхищенные взгляды поклонниц и думала: "Ну ведь ничего особенного,
почему же он так популярен?" В ответ буря аплодисментов после очередного
шлягера. Впоследствии певица вспоминала, что вскоре перестала наблюдать за
артистом: стала разглядывать публику. Как-то поймала себя на том, что
мысленно заговорила с какой-то теткой в мохеровой кофте с букетом
хризантем. "Ну что ты на него так уставилась? Он уже десять лет поет, не
надоел тебе еще? Вот я сейчас буду - ты меня послушай. Можешь даже цветы
не дарить. Ой, ни черта ты не понимаешь..."
За три года Ободзинский вполне сформировался как певец, и с 1967-го начал
сольную карьеру. Валерий принял предложение стать солистом Донецкой
филармонии, и первые же гастроли по городам Урала и Сибири показали, что
артист имеет яркую индивидуальность, его голос запоминался навсегда, у него
сразу же появлялись поклонники, и особенно поклонницы. Он не был похож
ни на одного популярного певца тех лет. Чиновникам от искусства всегда
претила его абсолютная свобода в выборе репертуара, в котором отсутствовали
конъюнктурные "идеологически выдержанные" песни. Как правило, это
называлось "пошлые песенки", ведь маститые авторы не хотели работать с
малоизвестным певцом...
Исполнив на новогоднем "Голубом огоньке" "Восточную песню" молодого
композитора Давида Тухманова, Валерий Ободзинский проснулся знаменитым.
Страна запела "Льет ли теплый дождь", девочки в городах и селах переписывали слова в тетрадки-песенники, во всех ресторанах звучала мелодия, полная страсти. Популярность Ободзинского превзошла даже славу, признанных Иосифа Кобзона, Эдуарда Хиля, Вадима Мулермана и Юрия Гуляева.
Как ни странно, музыкальный образ пылкого любовника был абсолютной
противоположностью внешности артиста. Валерий был невысокого роста (поэтому
всегда носил обувь на толстой подошве и высоких каблуках), курносый совсем не красавец. Все дело было в его голосе: он очаровывал и западал в душу навсегда. За голос ему прощали все.
"Я пою открытым голосом, - говорил Валерий Владимирович. - Все западные
певцы поют открытым голосом. Они поют душой, и я тоже пел душой. Они
правдивые. Я не хочу ругать наших, но они поют поставленными голосами. Я
считаю, что у нас не было эстрады, а как бы был второй сорт оперы..."
"ХВАТИТ НАМ ОДНОГО КОБЗОНА!"
Павел Шахнарович рассказывал, что единственным конкурентом Ободзинского по
сборам был в те времена Муслим Магомаев. Но у него, к примеру, 8 концертов
в Запорожье давали за 7 дней 89% заполняемости зала, а Ободзинский давал 14
концертов за 10 дней при полных аншлагах (приходилось продавать даже
"входные"). Из города в город вслед за своим кумиром кочевали поклонницы.
"Слушай, - говорил Ободзинский, - я от этих девок устал уже. Но ведь
жалко их. У них и денег на билеты нет. Ты уж их посади".
Первая же пластинка Валерия Обдзинского, которая вышла в конце 60-х, сразу
же стала раритетом. Было продано 13 миллионов экземпляров, государство
заработало на них около 30 миллионов, а певец - 150 рублей. И тем не менее
коммерческий успех не смог сдержать недовольство властей. Ободзинского
стали все чаще критиковать за раскованное поведение на сцене, за "западный"
репертуар, за отсутствие песен гражданской тематики. В 1971 году министр
культуры СССР отдает приказ соответствующим инстанциям запретить концерты
непокорного артиста в пределах РСФСР. (Если бы не подобные приказы и
распоряжения этих чинуш, их имен никто и никогда не вспомнил бы. Но в
биографии Ободзинского они запечатлены: товарищ Попов, товарищ Фурцева,
товарищ Лапин - вот те, кто "помогал" губить талант, подталкивая его к
бездне...)
Целый год Валерий не пел в Москве, пока не вмешался его высокопоставленный
поклонник - заведующий отделом культуры ЦК КПСС Шауро. Количество
недоброжелателей росло. Узнав, что в Театре эстрады запланированы концерты
Ободзинского в течение целого месяца, возмущенный начальник городского
управления культуры потребовал сократить количество выступлений: мол, у нас
столько концертов даже Райкин не дает, а тут какой-то Ободзинский со своим
пошлым репертуаром!
Один эпизод, уже ставший легендой. Однажды апрелевский завод "Мелодия"
посетила мадам министр культуры Фурцева. Поинтересовалась в одном цехе, что
печатают? "Пластинку Ободзинского". Зашла в другой с тем же вопросом и
услышала тот же ответ. "У вас что, весь завод на одного Ободзинского
работает?" - возмутилась грозная Екатерина. - "Что вы! На втором этаже мы
печатаем классику", - ответил директор. Но когда и на втором этаже министр
обнаружила в работе тираж пластинки Ободзинского, она просто наложила на
нее запрет. А могли бы еще несколько десятков миллионов заработать...
В годы активной борьбы с семитизмом председатель Гостелерадио СССР Лапин
лично контролировал количество появления на экране лиц еврейской
национальности. К таковым он относил почему-то и Ободзинского (хотя по
происхождению он был наполовину украинцем, наполовину поляком). Увидев в
одной из передач Ободзинского, тов. Лапин потребовал: "Градского уберите!"
- "Но это не Градский, а Ободзинский", - попытались объяснить начальнику.
-- "Тем более уберите! Хватит нам одного Кобзона!" - был непреклонен
чиновник. Так и непонятно, имел ли он в виду всего одного Кобзона на всю
эстраду СССР или же намекал на сходство артистов, но тем не менее в фондах
телевидения сохранилась всего одна запись выступления Ободзинского на
памятном новогоднем "Огоньке" в 1967 году.
СОВРЕМЕННИКИ ОБ ОБОДЗИНСКОМ:
Вадим Мулерман: С 66-го по 71-й годы, я впал в "немилость". Причем,
казалось, не на очень высоком уровне. Председатель Гостелерадио Лапин
заявил: "Обойдемся без всяких Мондрусов и Myлерманов..." На этом моя
телевизионная "карьера" была закончена, пленки смыты, записи размагничены.
К слову, такая же участь почти одновременно со мной постигла и Валерия
Ободзинского...
А слава Ободзинского гремела на весь Союз. Буквально каждая его песня
становилась шлягером: "Неотправленное письмо", "Листопад", "Белые крылья",
и настоящий "суперблокбастер" - "Эти глаза напротив"...
СОВРЕМЕННИКИ ОБ ОБОДЗИНСКОМ
По словам Филиппа Киркорова
Ободзинский был любимым артистом его родителей, да и сам он прекрасно помнит, как еще мальчишкой ходил на его концерты. Кстати, мало кому известно, что будущая звезда родилась под песню Ободзинского "Эти глаза напротив" (которая уже давно вошла в репертуар Киркорова). Причем, в буквальном смысле: именно она звучала по радио в тот
самый момент, когда Виктория Михайловна рожала сына! После предложения
режиссера Александра Митты сыграть главную роль в фильме об Ободзинском,
Филипп приступил к изучению биографии и творчества Ободзинского, знакомится
с друзьями, родными и близкими Валерия, расспрашивает о певце и его жизни.
"Хотя я в последнее время вообще не употребляю спиртного, уверен, что смогу
достоверно сыграть своего героя, - поведал Киркоров. - За свою жизнь я
повидал столько спившихся музыкантов, что воссоздать этот образ мне не
составит никакого труда!
Но вернемся к настоящему Ободзинскому. Учитывая отношение властей и стиль
поведения певца, вовсе неудивительно, что он так и остался заслуженным
артистом Марийской ССР. Одним из немногих деятелей культуры, поддержавших
Ободзинского, был композитор Никита Богословский, написавший в "Советской
культуре" хороший отзыв о его концерте. В 1974 году на экраны вышел фильм
"Золото Маккены", в котором Валерий Ободзинский спел знаменитого
"Стервятника", а в 1976 году начался закат его карьеры: он запил после
15-летней завязки. Приходилось отменять концерты, укладывать его в психушку
и конвоировать в концертный зал, чтобы не напился. Болезнь усугублялась с
каждым днем. Певец начал заговариваться, называть себя святым или Господом
Богом, он мог внезапно прекратить гастроли и уехать. В конце концов, от
него ушла жена. В 1986-м он прекратил концертную деятельность. Поползли
слухи о его смерти.
А между тем, Ободзинский жил в Москве во времянке на галстучной фабрике,
работал сторожем и... пил. Там его и нашла давняя поклонница Анна Есенина,
которая приютила Валерия Владимировича в своей маленькой квартирке,
заботилась о нем и все-таки убедила возобновить творческую деятельность: в
1992-м, во многом благодаря стараниям Анны, вышла аудиокассета Ободзинского
с песнями Александра Вертинского. В сентябре 1994 года в концертном зале
"Россия" состоялось первое после восьмилетнего перерыва выступление певца.
В зале был аншлаг, Ободзинскому устроили овацию. Артист выступил еще в
нескольких городах России, однако попытка наладить гастрольную деятельность
при помощи некоего предприимчивого дельца потерпела неудачу: были
разоблачены его бизнесовые махинации. В одном из своих интервью в 1993 году
Валерий Владимирович сказал: "Я не верю в дружбу. Человек говорит за глаза,
что вы мерзавец, а потом вы входите, он с вами целуется..."
Валерий Ободзинский умер 26 апреля 1997 года в Москве. Накануне, словно
предчувствуя кончину, он признался Анне Есениной в любви. Во время
отпевания в храме священник сказал, что смерть накануне Пасхи означает, что
с человека сняты все грехи... Москонцерт выделил на похороны 5 миллионов
рублей, дирекция ЦДРИ предоставила помещение для панихиды, проститься с
кумиром пришли около 300 человек, в том числе Иосиф Кобзон и Лев Лещенко.
Похоронили певца на Кунцевском кладбище.
"...В моей жизни не было компромиссов и сделок с совестью ради успеха. Хотя
во времена коммунизма мы все, наверное, кривили душой. И наши души все еще
больны. Мой успех всегда был вопреки идеологии и вполне закономерен, потому
что я пел про любовь и про чистоту чувств..." - сказал в одном из
последних интервью Валерий Ободзинский.
Записи Валерия Ободзинского на сайтеЗолотые шлягеры 60-х и 70-х годов
|
|
|
Перепечатка информации возможна только с указанием активной ссылки на источник tonnel.ru
| |
| | |
| |
|
|