Спроси Алену

БИОГРАФИЯ

Сайт "Спроси Алену" - Электронное средство массовой информации. На сайте собрана библиотека биографий и творчества известных людей. Официальные биографии сопровождаются фотографиями, интересными фактами из жизни великих людей: музыкантов, артистов, писателей. В биографиях можно познакомиться с творчеством: музыки mp3, творчество великих музыкантов и исполнителей, история жизни знаменитых артистов и писателей, политиков и других, не менее важных персон, оставившие свой след в Истории. Календарь и дайджест поможет лучше со ориентироваться на сайте.
   
Музыка | Кулинария | Биографии | Знакомства | Дневники | Дайджест Алены | Календарь | Фотоконкурс | Поиск по сайту | Карта


Главная
Спроси Алену
Спроси Юриста
Фотоконкурс
Литературный конкурс
Дневники
Наш форум
Дайджест Алены
Хочу познакомиться
Отзывы и пожелания
Рецепт дня
Сегодня
Биография
МузыкаМузыкальный блог
Кино
Обзор Интернета
Реклама на сайте
Обратная связь






Сегодня:

События этого дня
16 сентября 2021 года
в книге Истории


Случайный анекдот:
Приходит Иванов к Петрову и спрашивает:
- Как у тебя корова 100 литров в день дает?
Петров говорит:
- Все дело в ласке. Захожу к ней и ласково спрашиваю: «Ну, что у нас сегодня, молоко или говядина?»


Сегодня на сайте 1153 биографий


Биографии. История жизни великих людей

На этой странице вы можете узнать много интересного о жизни великих людей, познакомиться с их творчеством. Жизнь замечательных людей. Биографии. Истории жизни. Интересные факты из жизни писателей и артистов. ЖЗЛ. Биографии сопровождаются фотографиями. Любовные истории писателей, музыкантов и политиков. Факты из биографий. Выберете биографию в окне поиска или по алфавиту. Биографии дополнены рубрикой "творчество". Вы можете послушать произведения авторов в формате mp3.
Поиск биографии:
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К | Л | М | Н | О | П | Р | С | Т | У | Ф | Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | ВСЕ
НАЗАД

Демут-Малиновский Василий Иванович
Демут-Малиновский Василий Иванович
Демут-Малиновский Василий Иванович
2 (13) марта 1779 года – 16 (28) июля 1846 года

История жизни

Среди мастеров русской монументальной скульптуры первой половины ХIХ века Василий Иванович Демут-Малиновский (1779 - 16.07.1846) занимает одно из наиболее значительных мест. Его произведения были созвучны героической эпохе Отечественной войны 1812 года, близки мыслям и чувствам народа. Он родился в 1779 году в Петербурге, в семье резчика по дереву. Первое знакомство с искусством мальчик получил дома, наблюдая за работой отца. В 1785 году, шестилетним ребенком, он был отдан в Академию художеств.
В 1799 году за барельеф "Ангел выводит апостола Петра из темницы" Малиновский был удостоен золотой медали 2-й степени, в 1800 оду за исполненные вместе с другими художниками барельефы к памятнику Петру I работы Растрелли - Первой золотой медали. В том же оду он окончил Академию художеств. Через два года на конкурсе его проект надгробного памятника скульптору М. И. Козловскому был признан лучшим. Музыкальность линий, классическая строгость силуэта, ритмическая выразительность отличают эту барельефную аллегорическую композицию, исполненную подлинной грации и тонкого лиризма. Малиновский сумел найти выразительные художественные средства для того, чтобы передать сильные человеческие чувства, глубокую скорбь об умершем учителе.
"В этом памятнике, - писал один из исследователей, - есть все, что развивалось в таланте Демут-Малиновского, - простота и серьезность мысли, чувство и понимание красоты человеческого тела, этой основы основ классики".
В 1803 году Демут-Малиновского вместе с другими воспитанниками Академии художеств отправили в заграничную командировку в Италию. Изучение памятников западноевропейского искусства, знакомство с архитектурой древнего Рима он сочетал с углубленным и упорным трудом. В альбомах появлялось множество рисунков с натуры и "антиков", возникали композиции на мифологические темы. В Риме он начал работать над созданием барельефа "Геркулес и Омфала". Много времени и сил отдал художник постижению сложнейшего искусства обработки мрамора, которым в совершенстве овладел к концу пребывания в Италии.
Демут-Малиновский вернулся на родину в 1806 году. Все его работы, выполненные за границей, погибли в пути и ему предстояло создать новые произведения. За эскиз статуи "Илья-пророк" он был удостоен звания академика. Основная же деятельность скульптора по приезде в Петербург заключалась в создании декоративного оформления строившихся тогда Казанского собора и Горного института. Для Казанского собора он исполнил статую Андрея Первозванного, а для Горного института - скульптурную группу "Похищение Прозерпины Плутоном" на сюжет античной мифологии. Плутон уносит сопротивляющуюся Прозерпину в подземное царство. Левой рукой она пытается оттолкнуть своего похитителя, а правой рукой в отчаянии прикрывает голову. У их ног лежит трехголовый пес, легендарный страж подземных богатств. Группа полна бурного, энергичного движения и вместе с тем величественна и монументальна. Мощные формы статуи, несколько тяжеловатые пропорции обусловлены назначением и местом установки. Группа Демут-Малиновского, как и скульптурная группа С. Пименова, установленная перед массивным портиком Горного института, по масштабу и пропорциям удивительно удачно сочетается со зданием. Барельефные фризы работы Демут-Малиновского также связаны с архитектурой и не нарушают плоскости стены. В оформлении Горного института ярко проявился синтез архитектуры и монументальной скульптуры, характерный для русского градостроительства первой половины XIX века.
Демут-Малиновский, сотрудничая с Воронихиным, участвовал в создании одного из красивейших интерьеров Павловского дворца"Кабинета-фонарика" с фигурами кариатид (1808). В 1812-1814 годах он совместно с Пименовым принимал участие в скульптурном оформлении строящегося Адмиралтейства.
Наиболее выдающимся произведением периода патриотического подъема в стране, вызванного Отечественной войной, является статуя "Русский Сцевола" (1813, ГРМ). В качестве сюжета скульптор использовал действительный факт: русский крестьянин, вырвавшись из плена, предпочел остаться без руки, чем иметь клеймо - след рабства. Этот случай вызвал в памяти современников подвиг легендарного римского юноши Муция, который в 507 году до н. э. на глазах императора Порсены, осадившего Рим, положил свою руку на огонь жертвенника в доказательство верности клятве убить врагов родины. Потрясенный мужеством юноши, император отпустил его и снял осаду города. Юношу, лишившего себя правой руки, стали звать "Сцевола", что означает "Левша". Демут-Малиновский запечатлел в своем произведении момент, когда крестьянин только поднял топор. В широком развороте фигуры, в энергичном взмахе руки, в суровом выражении волевого лица переданы огромная внутренняя решимость, мужество и благородство. Следуя традициям времени, художник представил фигуру почти обнаженной, одежда напоминает классические драпировки. И вместе с тем в трактовке образа скульптор стремился подчеркнуть национальные русские черты. Чтобы почувствовать это, достаточно взглянуть на широкоплечую коренастую фигуру крестьянина, далекую от классических образцов, на открытое лицо героя, обрамленное короткой бородкой вьющимися прядями волос. Пожалуй, впервые в русской монументальной скульптуре с такой значительностью был воссоздан образ простого человека из народа. За это произведение Демут-Малиновский был удостоен в 1813 году звания профессора.
Одним из ранних произведений мастера в области надгробной скульптуры явился памятник Е.И. Барышниковой (Музей архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР). В 1814 году он исполнил. Памятник-надгробие А.Н. Воронихину ("Некрополь XVIII в.", Ленинградский музей городской скульптуры). Но наиболее плодотворно работал скульптор в искусстве монументально-декоративной пластики. Здесь его деятельность была неразрывно связана с С.С. Пименовым, сотрудничество с которым началось в 1820-1821 годах. Первой крупной работой было скульптурное оформление ансамбля Елагинского дворца в Петербурге. Демут-Малиновскому принадлежит декоративная скульптура Овального зала и Столовой.
При украшении Михайловского дворца на долю Демут-Малиновского выпало создание фриза между колоннами портика, состоящего из сорока четырех отдельных рельефов, а также большой скульптурной группы на аттике здания со стороны Михайловского сада. В интерьере дворца ему же принадлежит оформление парадной лестницы, отличающейся. торжественностью и нарядностью.
С большим творческим подъемом Демут-Малиновский вместе с Пименовым работал над созданием скульптур для арки Главного штаба. Оба художника осуществляли замысел в тесном сотрудничестве, и порой трудно определить автора отдельных деталей композиции. Лишь из отчетов Академии художеств можно узнать, что колесница в группе Победы на арке создана Демут-Малиновским. Он же исполнил фигуры молодого воина и двух лошадей.
Позднее Демут-Малиновский принимал участие в оформлении здания Публичной библиотеки. Им выполнены статуя Минервы над фронтоном, фигуры Демосфена, Гиппократа, Эвклида и скульптурный фриз. Для здания Александрийского театра он создал статуи Терпсихоры и Эрато,. которые, к сожалению, не сохранились. Из поздних работ Демут-Малиновского и Пименова следует отметить их совместное участие в оформлении Нарвских триумфальных ворот, построенных архитектором В. П. Стасовым в ознаменование победы русского оружия в Отечественной войне 1812-1814 годов. На долю Демут-Малиновского выпало исполнение колесницы в группе Славы, фигур воинов и двух коней. Скульптура Нарвских ворот отличается строгостью и простотой, лишена аллегорической усложненности образов, столь характерной для монументально-декоративных произведений этого времени.
Смерть Пименова в 1833 году прервала долголетнее творческое содружество двух выдающихся скульпторов.
В последние годы Демут-Малиновский много сил и энергии потратил на создание лепных украшений для интерьеров Зимнего дворца и здания Академии художеств. В 1833 году скульптору присуждено звание заслуженного профессора. С 1836 года после смерти Мартоса Демут-Малиновский становится ректором Академии художеств.
В первой половине XIX века Демут-Малиновский после Мартоса был наиболее известным и популярным скульптором и имел много планов. Интересны его работы в области монументальной скульптуры. Памятник Екатерине II в селе Троицком был задуман как гимн русскому оружию, в честь победы над Турцией. Последняя крупная работа художника - памятник Ивану Сусанину в Костроме (1838-1846).
В.И. Демут-Малиновский умер 16 июля 1846 года. Его имя осталось навсегда связанным с красотой и величием архитектурных ансамблей Петербурга.


Источник: 50 биографий мастеров русского искусства. Л., Аврора. 1970.


Перепечатка информации возможна только с указанием активной ссылки на источник tonnel.ru



Top.Mail.Ru Яндекс цитирования
В online чел. /
создание сайтов в СМИТ