Знамя Победы
(Посвящается участникам и ветеранам ВОВ )
Светлая-светлая и улыбчивая, на звонких каблучках и в самых настоящих учительских очках, она дожидалась, когда все ученики займут свои места за партами. «Умнички мои», - думала она про них. Заканчивался учебный год, приближалась пора расставаться с четвероклассниками. Светлана Ивановна Зайцева довольна и своим трудом, и своими учениками. Бывали, конечно, ляпсусы, но все преодолелось. Осталось провести последнюю контрольную работу – небольшое сочинение в связи с предстоящим праздником Дня Победы.
- Дети, кто знает, когда самый важный праздник?...
На самой последней парте по левому ряду два ученика подняли руки.
- Но я не договорила...
Оба мальчика – один светленький, другой темненький, продолжали махать руками.
- Ладно, я вас слушаю, - разрешила улыбчиво учительница.
- Первого мая...первого мая, - одновременно крикнули оба ученика.
- А какой праздник первого мая?
- День Победы! День Победы!
- Разве? – Светлана Ивановна опустила очки и исподлобья посмотрела на ребят.
- Да, мой дедушка так говорит, - сказал тот, что светленький с веснушками под глазами.
- Так говорит и мой дедушка, - поддержал товарища темненкий, с не по-детски густыми черными бровями, сплетающимися на переносице.
- А что у нас тогда за праздник девятого мая? – В недоумении спросила молодая учительница.
- Но вы же спрашивали про самый важный... – изумился светленький.
- Ребята, вы, наверное, перепутали. День Победы девятого мая, а не первого... - Светлана Ивановна решила поправить ошибочку.
Взор всего класса устремлен к ней. Никто не шумит, все в ожидании.
- Моему дедушке много лет, он сам был на войне, - сказал густобровый мальчик, с черными, как ночь без звезд и без луны, волосами.
- А у моего дедушки есть много медалей и орденов, - бросил учительнице ученик с веснушками.
-И у моего ... медали... и ордена тоже есть, мой дедушка сам видел, как наши победили,- яростно поддерживал товарища темный, оглядывая при этом одноклассников.
В голове у Зайцевой все перевернулось, все смешалось, она не знала , что делать. На секунду ей даже показалось, что День Победы, действительно первого мая. Нашелся один единственный выход, если можно так сказать.
-Оба! Идите сюда.
Мальчики подошли, она взяла их за руки и повела к директору. Шла так быстро, что детям приходилось бежать за ней. Стукотня каблуков разнеслась по всему коридору второго этажа.
- Подождите здесь, - повелела Зайцева и вошла в кабинет. Ребята только пожали плечами.
Через пять минут мальчиков ввели в кабинет, где директор, женщина пожилая и не в меру накрашенная, стала объяснять нерадивым ученикам, когда , кто и на кого напал, что такое враг, и кто эти враги, что они хотели, как наши защитники сначала отступали, а затем крушили врага... и, наконец, директор дошла до Берлина, до Рейхстага и закончила подписанием договора о капитуляции. Слава Богу, не вспомнила всех деталей важнейших документов и событий, завершивших войну.
- Ну, теперь вы поняли, что День Победы девятого мая? – Спросила директор, выжидающе, скрестив руки на груди.
Светлый хотел было возразить. Он такой беленький, и волосы белые-белые... Одним словом, сама чистота. Такой не может сказать неправду. Но черноволосый опередил его.
- Да, Тамара Федеровна, мы поняли.
- Вот молодцы, умняшки, теперь бегите в класс. – В широкой улыбке расплылась директриса.
Мальчики вышли из кабинета с хмурыми лицами и в таком изумлении, словно их простых обяснений никто не понимает. Один так выпрямил брови, что они стали похожи на одну длинную жирную черную полосу. Другой напряженно дышал – в запальчивом выдохе яростно краснели веснушки.
- Помнишь, мы смотрели по «Спорту» соревнования по бегу? – спросил светлый, когда они шли по коридору.
-Помню, - ответил темный угрюмо.
-Там побеждал тот, кто срывал красную ленточку в конце...
-Ну, кто первый, тот и срывал.
- Если первый, значит победил.
- Ну, победил... потом их еще награждают, медали дают.
-Да, но они победили не тогда, когда медали получили, а еще раньше... когда порвали ленточку! – будто теорему, доказывал светлый.
- Ну и что?
- Надо было сказать им...
- Мой папа говорит, что с женщинами спорить нельзя, - сказал темненький со вздохом.
- А мой папа говорит, что мужчина главный...
- Да, но для этого надо еще вырасти, - отпарировал черноволосый.
Они были обижены, до боли обижены. Пули сороковых свистели в их сердцах. На урок не пошли.
Когда-то к основному зданию школы пристроили еще два дополнительных с каждой стороны. Получилось «П»-образная форма, так что задний двор был окружен многочисленными окнами с трех сторон. Бетонная стена замыкала квадрат школьного двора, в одном месте она была обрушена, тут и прошли ребятя, прячась от учительских глаз. Недолго сидели они молча на портфелях. Задор разбушевался в них.
- Представь себе, что школа – это главное здание нашего противника, все его силы сконцентрированы в этом убежище. Надо доложить лейтенанту.- Густобровый определил сюжет.
- Командир...командир... я Белый...я Белый...докладываю: враг сконцентрировался в главном здании, - светленький тут же ухватился за идею товарища.
- Белый... Белый... я Чёрный, как слышно? Что у тебя там?
- Слышно хорошо, есть приказ. Штурмавать и ворваться в здание, обезвредить противника...
- Это все?
-Нет... еще ни шагу назад, выполнять приказ!
- Есть выполнять приказ! Вперед!
Ребята подбежали к добавочным строениям школы: один к левому, другой к правому.
- Я Белый... я Белый... автоматчики ворвались в северную и южную части вражеского убежища...
- Молодцы, автоматчики...
-Упорные, ожесточенные бои с неприятелем...
- Очищены близлежащие кварталы...
- ...Как слышно?.. Как слышно?.. обезврежены первый и второй этажи...
- Начинаем третий штурм... – весь в поту «воевал» темненький.
- Командир... командир... я Белый, докладываю: все силы противника на крыше, они отчаянно сопротивляются.
- Граната... автоматчики, прикрывайте... Белый за мной...
- Ба-ба... бух-бах... та-та-та-та-та-та...
Мальчики дошли до основного здания, бросили здесь ранцы и прислонились к стене с каждой стороны от задних дверей. Они изображали волнение и отвагу, в руках держали мнимые автоматы.
- Наши на крыше, заняли главное здание...Противник прекратил сопротивление... неприятельский гарнизон капитулировал! – радовался светлый.
- Победа! Ура! Наши... наши победили! Побежденные сдались в плен, - кричал во весь голос темный.
- Есть приказ от полковника, водрузить над главным зданием Знамя Победы!
- Есть водрузить Знамя, - маленькие герои, держа руками мнимое Знамя, водрузили его, якобы, на крыше Рейхстага.
- Командир... командир... я Белый... я Белый... над зданием поднят Флаг Отечества!
Двери неожиданно открылись, ребята увидели дедушку Ивана, старого-престарого сторожа, испугались, но убегать не стали.
- А кто это, наши? – спросил старик с явным интересом.
- Наши – это, которые победили врага, - со всей своей серьезностью ответил светленький.
- Они боролись за родину... за свободу, - допонил темненький.
- И за правду тоже...
- Наши – это герои, и мой дедушка тоже...
-И мой, и мой!..
- А, про какое знамя вы тут говорили?
- Знамя Победы! – ответил веснушчатый с гордостью.
- И какое же оно, это Знамя?
- Большое... и красное, - сказал черноволосый.
- Егоров! Кантария! Где вас носит? – загремел неожиданно знакомый голос, вперемежку с пляской каблучков. – Нашлись, дорогие ... победители вы мои... ну, а теперь бегом в класс! Ох и устроили же вы мне сегодня нервотрепку, - сокрушалась Светлана Ивановна в ослабевшем гневе.
Мальчики мигом очнулись и побежали в свой класс. Учительница бросилась за ними, дабы снова не потерять.
Старик не мог удержать улыбку – счастье и гордость за такое поколение. «Знамя Победы!» - повторял он про себя, приставив правую кисть ко лбу, - «Надо бы представить их к награждению».
|