Как спокойно, размеренно может течь наша жизнь, не зная крутых берегов, подводных течений, бурь, не обрушиваясь внезапно водопадом, пока не наткнется на непреодолимую, останавливающую преграду, которая нарушает всё спокойствие и заставляет неистово бурлить, шуметь и возмущаться... Такой «ГЭС», таким проснувшимся вулканом в моей спокойной жизни стала прочитанная мной статья о том, как абитуриент журфака на собеседовании в МГУ искренне недоумевал – ну зачем, мол, нам, современным «профессионалам» знание основ классических жанров?! Ох, как же тогда всё во мне возмутилось! Ведь это не единственное мнение – так сейчас считают, к сожалению для российской журналистики, очень многие. Значит, получается правда – бумага всё стерпит? Но ведь эти «профессионалы» не понимают, что они не на бумагу плюют, а бьют по лицу, насмехаются над всеми читателями!
Не знать основ классических жанров, а значит – не знать классической литературы (потому что именно в произведениях нашей классики становятся понятными все нюансы жанра) – для журналиста, деятеля в сфере слова, - значит не знать совершенно своей профессии!
Почему я, непричастная напрямую к журналистике, решила написать этот очерк? Во-первых, потому что третий год учусь на филологическом факультете и, с великим удовольствием каждый день открывая для себя сокровища классической литературы, не понимаю, как можно это не знать и не любить?! Мне жалко тех людей, которые так духовно слепы и не видят того клада, который даже не нужно откапывать, - он у них под руками!
Во-вторых, потому что я сама с детства имела заветную мечту – стать журналистом. Поэтому я всегда с большим вниманием и интересом отношусь к выступлениям, передачам и статьям талантливых журналистов, трепетно наблюдаю за их большим делом.
Так почему же, по моему мнению, так важно знать классические жанры и произведения классиков? Сначала напомню, что такое «классик» по толковому словарю Ожегова, Шведовой – это «художник, деятель науки, произведения, труды которого имеют непреходящую ценность» Т.е. произведения наших великих классиков 18-20 веков актуальны всегда!
Да и само обыденное понятие «классики» говорит о ее вечной молодости и общепринятости – классический костюм, классическая музыка, классическая литература – популярны во все времена. Они всегда волнуют сердца людей. Классическая литература дает нашей современности понять настоящую чистоту, тепло человеческих отношений; она показывает, что такое истинная светлая любовь (не опошленная, как сейчас), дружба, взаимопонимание, сострадание – она учит нас главным, видимо давно позабытым нашим поколением, ценностям. И разве это не важно для каждого человека? А журналист тоже, прежде всего, должен быть человеком!
Классическая литература важна для всех (я уже и не говорю о журналистах!) еще и потому, что она дает нам историю нашей страны. По литературным произведениям легче усваивается история, чем по учебникам, где она дается сухо, сжато. А читая произведения литературы разных эпох, мы видим на конкретных примерах всю историю народа.
По-моему, доводов в пользу классической литературы достаточно. Теперь хочу обратиться непосредственно к героям «сей повести» - к нашим современным «умникам» (назвать их журналистами, извините, «перо» не поворачивается!). Дорогое вы наше будущее! Как мало вы хотите требовать от себя! Конечно, проще прочитать современную литературу, знать новые веяния, новую моду на темы статей и даже на писательский слог, чем прочитать всю русскую литературу от самого ее начала - от ее истоков, священных для вас. Ваше дело прежде написания чего-то нового – узнать старое – может, до вас это уже давно сказали, написали. А вы с таким гордым незнанием подаете новую статью на суд читателей, не думая о том, что между ними есть люди, которые уважают, любят русскую литературу, которые намного выше и умнее вас.
Великими не рождаются – ими становятся! Белинский стал великим критиком, не только потому что он родился с гениальными природными способностями. Он проделал за всю свою жизнь огромный труд – впитал в себя все знания, переданные из 1-го литературного поколения в другое. Он жадно ловил каждую строку, каждую фразу. Он глубоко вдыхал все запахи, все нюансы литературы; ни одно дуновение, ни один аромат или, наоборот, зловоние не прошли мимо его «любознательного носа». Сначала он получил пищу – а потом стал ее пережевывать: анализировать, осмысливать. И только на этом этапе «пережевывания» могут понадобиться природные творческие способности и задатки.
Почему же тогда вы хотите обойти самый главный, самый трудный этап своего творчества – «добычи пищи»? Чем питаетесь вы, современные начинающие журналисты? Вы любите всё готовое, вы обленились, господа, постарели душой! Вы довольствуйтесь малым, непосредственно увиденным, услышанным, испытанным.
Что для вас великие наши писатели, поэты, критики? Все их творчество так немодно, так неактуально для вас, ведь вы живете в своем современном новом мире, как в коконе, никого туда не пуская и перемалывая всё одно и то же – всё современное.
А в чем же тогда, по вашему мнению, задача журналиста? Пересказать какой-то факт, рассказать о новом, увиденном вами или, что еще проще, отредактировать данные интернета, вашего великого помощника и учителя? А что является вашей настольной книгой? Смешной вопрос, не правда ли?! Смешной и глупый для вас!
А мне почему-то всегда казалось, что задача журналиста – развить, воспитать, научить читателя. А чему научить, если сами ничего не знаете? Как воспитать, если нет опыта глубокого анализа всех эпох, событий, открытий? Как можно сделать какой-то вывод, когда нет базы, первоистоков в вашем сознании? Когда вам совершенно безразлична история русского народа, который, по словам Герцена «мощный и неразгаданный», который «втихомолку образовал государство в шестьдесят миллионов, который так крепко и удивительно разросся, не утратив общинного начала, и первый перенес его через начальные перевороты государственного развития; который как-то чудно умел сохранить себя под игом монгольских орд и немецких бюрократов, под капральской палкой казарменной дисциплины и под позорным кнутом татарским; который сохранил величавые черты, живой ум и широкий разгул богатой натуры под гнетом крепостного состояния и в ответ на царский приказ образоваться - ответил через сто лет громадным явлением Пушкина.»…
Как можно не знать, не любить, не уважать великую русскую классическую литературу?! Она не дает ответы на вопросы современности – скажете вы. Ой, как же вы не правы! Откройте любую книгу великих мастеров слова – Достоевского, Гоголя, Лермонтова, Тургенева, Гончарова. Разве нет сейчас той же преступности, ленности, суеты, бездействия, страдающего эгоизма? – А ведь обо всем этом писали уже в 19 веке. Почитайте нашу «устаревшую классику» и вы узнаете много нового! Вы найдете ответы на многие вопросы современности. – И вот тогда вы сможете развивать и воспитывать читателя, а, значит, и сможете назвать себя ЖУРНАЛИСТОМ!
|